Фото:
Украина.ру
Ключевой темой недели действительно была реакция на предложенный каналом NewsOne телемост с Россией. По своей важности она явно перебила ход избирательной кампании. Впрочем, скандал хорошо вписался в повестку дня выборов.
Российско-украинские отношения: вокруг телемоста
Проведение телемоста, организованного каналами NewsOne и «Россия-1», было анонсировано 7 июля Дмитрием Киселёвым.
Сам факт такой инициативы вызвал бурный протест националистической оппозиции. Давление на канал привело к отказу от проведения телемоста в запланированном формате.
Реакция президента и его окружения состояла в том, что они дружно вступили в секту «25%». Зачем, например, секретарю СНБОУ Данилюку нужно было называть каналы медиахолдинга Медведчука частью пропагандистской машины России, а главе СБУ Баканову, их же — террористическими организациями (санкции против украинских субъектов вводятся только в этом случае)?
Стоило, пожалуй, предупредить о нежелательности посторонних высказываний и советника президента Потураева — компетентного медийщика и радикального русофоба. А тут ещё Юрий Луценко заявил, что его ведомство начало расследование по факту возможного покушения на госизмену.
Появились и данные центра Разумкова, в очередной раз подтверждающие, что граждане Украины, хотя и не хотят воевать, к уступкам во имя мира не готовы. Единственное требование Минских соглашений, которое украинцы готовы принять (причём с большими оговорками) — прямые переговоры с главами ЛДНР.
Вообще ситуация очень странная. Наиболее рабочая сейчас гипотеза состоит в том, что Зеленский хочет сам прекратить войну и нормализовать отношения с Россией, а Медведчук составляет для него конкуренцию. Логика в таком мнении есть, но нет логики в действиях президента.
В общем, определённо дохнуло заморозками. Причём возникло даже впечатление, что Зеленский может оказаться более последовательным в вопросах внедрения националистической диктатуры, чем Порошенко…
Обращение же Зеленского к Путину с предложением обсудить судьбу Крыма и наличие российских войск в Донбассе в присутствии представителей США, Великобритании, Германии и Франции — вообще явная заявка на прекращение каких-либо контактов.
Обошлось, впрочем, довольно легко — Зеленский позвонил в Кремль, и там подняли трубку (звонки Порошенко в последнее время игнорировались). Причём Путин отреагировал на предложения Зеленского на удивление мягко: «Во-первых, этот „нормандский формат“ и встреча на высшем уровне должны быть хорошо подготовлены. (…) Во-вторых, более или менее о чем-то можно будет говорить после окончательного формирования нового правительства Украины и проведения выборов в парламент страны. В-третьих, я не знаю, как отреагируют другие участники этого процесса. Госпожа Тереза Мэй, например, (…) через пару недель прекращает свою работу в качестве премьер-министра Великобритании. Она в каком качестве приглашается на эту встречу? Непонятно. Она вообще согласна или нет?»
Более того, 12 июля в Париже проходит встреча в «нормандском формате» на уровне советников, а в Москве — телемост в формате круглого стола.
Вполне вероятно, что это «многоходовка» вроде той, которая, как утверждают некоторые российские эксперты (вроде Дмитрия Абзалова), была проведена в отношении Грузии: угроза, испуг, возобновление диалога.
Так что холодом пока только дохнуло. Но гарантий того, что «оттепель» не будет отменена, нет.
Деятельность парламента
Совершенно неожиданно Рада начала работать.
Во-первых, Рада приняла-таки многострадальный Избирательный кодекс. Документ важный и актуальный, вступает в действие он 1 декабря 2023 года. Очень важно было не опоздать…
Главной особенностью документа является новая система выборов — с открытыми региональными списками. Суть её в том, что: а) голосование за партийные списки проходит в регионах (для общенациональных выборов — в областях); б) избиратель имеет второй голос, который он может отдать за кандидата в списке выбранной им партии.
Система сложная и неапробированная. Опыт её применения в других странах показывает, что избиратели крайне редко пользуются возможностью выбрать кандидата в списке, что в наших условиях приведёт к многочисленным злоупотреблениям. Но на первом этапе расходы на покупку мест в списках и подкуп избирателей сократятся.
Впрочем, вполне вероятно, что закон в таком виде вообще в силу не вступит — в Офисе президента уже сообщили о нарушениях процедуры при его принятии.
Во-вторых, был принят закон о химической кастрации педофилов. Рада довольно-таки оперативно отреагировала на запрос общества. Что бывает с ней нечасто.
В-третьих, Рада попыталась сделать шаг навстречу президенту. Профильный комитет парламента предложил наконец-то уволить Климкина и назначить Пристайко. Рада, однако, такого решения не приняла, хотя в ходе обсуждения все дружно поддерживали кандидатуру Пристайко. Выдвигаемые претензии касались главным образом отношений между президентом и действующим министром (почему ему не предложили место в новом Кабмине, если президент согласен с внешнеполитическим курсом).
Судя по всему, руководство Рады действительно хотело сделать шаг навстречу президенту, который стал, наконец-то, на сторону нации, но… Возможно это случайность и депутаты просто рассосались из зала после голосования за Избирательный кодекс.
Кадровая политика президента
Президент Зеленский постепенно назначает глав областных администраций. В частности, на неделе были назначены главы Донецкой и Киевской областных администраций.
В первом случае интересно то, что брат и родители нового губернатора Павла Кириленко живут в ДНР, причём брат даже воевал в ополчении.
В последнем случае мало того что новый губернатор Киевской обасти Михаил Бно-Айриян оказался знакомым (одновременно учились в КИМИ) лидера президентской партии, так ещё и во время процедуры представления произошёл скандал — президент изгнал со встречи секретаря Бориспольского горсовета Ярослава Годунка. Судя по всему, это была попытка сведения личных счётов внутри местной элиты при помощи президента. Секретарь же, даром что член «Батькивщины», агитировал за Зеленского…
Вообще, поведение Зеленского болезненно напомнило один из первых выездов в Киевскую же область Виктора Ющенко, который звонил отдыхающему в Италии генпрокурору, с тем чтобы он освободил председателя сельсовета (в данном случае Зеленский собирался звонить и.о. главы СБУ, но позвонил в итоге Путину).
Появилась утечки, что 12 июля главой киевской городской администрации может быть назначен бывший руководитель «1+1» Александр Ткаченко.
Зеленский также предложил распространить нормы люстрационного законодательства на чиновников времён Петра Порошенко (что вызвало законное недоумение в Раде — ведь в таком случае под эти нормы подпадает и замглавы ОП Пристайко, предложенный на пост министра). Кстати, в КС всё ещё рассматривается конституционность люстрации самой по себе, а в судах общей юрисдикции все дела о люстрации государством стабильно проигрываются…
Скорее всего, этот, традиционно неподготовленный, ход должен был смазать отсутствие обещанных посадок чиновников прошлого режима (даже сам Порошенко ещё ни разу не допрашивался, хотя Андрей Портнов анонсировал допрос на следующей неделе).
Американский экспертный совет Atlantic Council указал в качестве возможных кандидатов на пост премьер-министра заместителя исполнительного директора МВФ Владислава Рашкована, директора по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрия Витренко, главу этой же компании Андрея Коболева, секретаря СНБО Александра Данилюка и экс-министра экономики Айвараса Абромавичуса. Все эти люди в той или иной мере подконтрольны Западу, но достаточно независимы от украинского капитала.
Избирательная кампания
По отзывам ряда практикующих политтехнологов, столь отвратительно организованной избирательной кампании они не видели никогда.
Достаточно вспомнить внезапно всплывшее предложение пережеребьёвки и формирование участковых избирательных комиссий (партии, так же как и кандидаты на пост президента, не справились с набором кандидатур и комиссии формировались из случайных людей, через органы местного самоуправления, общественные организации и профсоюзы).
Социологические данные показывают достаточно пёстрые результаты, но в целом большинство социологов сходится в том, что в Раду попадает пять партий: «Слуга народа», «Оппозиционная платформа», «Европейская солидарность», «Голос» и «Батькивщина».
Порядок трёх последних партий и динамика роста/падения рейтингов меняются от опроса к опросу совершенно бессистемно.
Более или менее уверенно можно говорить о падении рейтинга «Слуги народа» (последние исследования демонстрируют восстановление прежних показателей, но внезапный рост с 42 до 47% вызывает удивление). Действия Зеленского (скандал вокруг телемоста, который, однако, скорее сыграл во вред президенту; отказ от проведения военного парада 24 августа с раздачей денег военнослужащим; инициатива продолжения люстрации) явно связаны с попытками компенсировать падение рейтинга.
Некоторый рост заметен у «Оппозиционной платформы» (до 13-14%). После конфликта вокруг телемоста и визита руководства партии в Москву 10 июля ожидается дальнейший рост.
Остальные партии колеблются в диапазоне 6-9%.
В одномандатных округах ситуация колеблется в очень серьёзных пределах, но работающие в регионах политтехнологи и социологи говорят о полной бесперспективности кандидатов от «Слуги народа» (за исключением нескольких кандидатур, которые представляют не столько СН, сколько олигархические клиентелы и региональные элиты) и «Европейской солидарности». Кандидаты от последней партии, как правило, не рискуют попадать в такие же ситуации, как сам Порошенко (он уже несколько раз сталкивался с возмущением избирателей), и общаются только с подготовленными и гарантированно неагрессивными аудиториями — до чего людей довели… Впрочем, хорошие стартовые позиции имеет большинство действующих депутатов (в том числе от БПП, «Народного фронта» и «Самопомощи») — даже не очень заметных в Раде. Они в основном идут как беспартийные самовыдвиженцы, и их позиционирование в будущем парламенте будет определяться общей расстановкой сил.