14 июня 2019 года в погранично-пропускном пункте “Одесский морской торговый порт” был оформлен следующий груз: танковый двигатель 6ТД-2 три штуки; трансмиссия правая 3 штуки; трансмиссия левая 2 штуки. Танковые узлы были отправлены на либерийском теплоходе “Maira XL” по маршруту: порт Одесса – порт Пирей (Греция). Получателем груза стала китайская сервисная индустриальная корпорация “Norinco”, а отправителем – ГК “Укрспецэкспорт”.
На первый взгляд – вполне обычная поставка комплектующих узлов. Ещё в 2008 году Украина начала поставлять силовые установки с двигателем 6ТД-2E (1200 л. с.) для китайского основного боевого танка MBT-2000. В 2011 году с КНР был заключен $20-миллионный контракт по проекту MBT-2000, а к концу года даже расширен. Поставка силовых установок c двигателем для танков украинской стороной осуществлялась в полном объёме и строго по графику.
Конечно, возникал вопрос – почему китайские оружейники покупают танковые двигатели на Украине, тем более что имеется информация о приобретении ими технической документации на двигатель 6ТД-1. Обычно китайским товарищам достаточно заполучить опытный образец, чтобы наладить по нему своё собственное серийное производство, или же купить лицензию на производство на своих мощностях.
В случае с вооружением собственной армии – в Китае всё так и происходит. Украинские двигатели и трансмиссии нужны были для экспортных танков: приобрести по демпинговой цене узлы на заводе им. Малышева более выгодно, чем разворачивать собственное производство.
Кстати, советский двигатель 6ТД оказался не надежен, имел плохую систему пылеочистки и перегревался даже при средних температурах. В последующих сериях все эти недостатки были устранены, но нужно учитывать, что в начале 90-х годов произошёл разрыв кооперации танковых заводов Украины и Российской Федерации. Большая часть комплектующих для двигателей производилась не на Украине.
Поскольку “самостийники” готовились к “разводу” давно, они запасли немалое количество необходимых деталей, которые были неприкасаемым запасом, пока оставалась возможность через личные связи между руководителями предприятий покупать необходимые запчасти в России.
Именно этим и объясняется срыв поставок двигателей для танков в Пакистан – украинская сторона в рамках контракта была обязана осуществлять техническое обслуживание приобретённых у неё ранее танков, но не справилась с этой задачей.
За два послемайданных года Украина отправила для пакистанской компании Spares Depot EME только 17 танковых двигателей, и это уже считалось невероятной заслугой, а в 2017 году Украина смогла поставить 8 единиц двигателей 6ТД-2. Без кооперации с российскими заводами украинская промышленность оказалась абсолютно несостоятельна.
Кстати, можно сделать вывод, что украинские «оружейные барыги» напоследок пытаются распродать совсем уж никудышние остатки. Проверить двигатели китайская сторона сможет только при эксплуатации. Починить собственными силами двигатели 6ТД-2 китайские оборонщики не смогут, поэтому предъявят украинской стороне рекламации.
Однако те, кто продал “Norinco” танковый хлам, уже окажутся где-нибудь на заранее заготовленных “островах в океане”… перед неизбежной тюрьмой. Вангуем: отвечать за свои “оборутки” этим делягам рано или поздно придётся.