Трагедия в Баренцевом море, когда в результате пожара на глубоководном аппарате погибло 14 офицеров-подводников, невольно вызывает ассоциации с гибелью подводной лодки «Курск» в августе 2000 года. Обстоятельства, вероятно, разные, смысл один — экипажи до последнего боролись за живучесть своего корабля и старались спасти товарищей. Это неписанный закон флотского братства.
Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников на «Курске» до последнего глотка воздуха делал все возможное, чтобы спасти выжившую после взрыва часть экипажа. Сейчас, в критической ситуации на борту подлодки, капитан 2-го ранга Дмитрий Соловьёв, ценой собственной жизни спас гражданского специалиста, вытолкнув его из пылающего отсека и задраив за ним люк. Это тоже флотский закон — задраить люки, чтобы не допустить гибели всего корабля.
Министр обороны Сергей Шойгу, который прибыл в Североморск, чтобы разобраться в причинах катастрофы, тайну гибели подводников так и не раскрыл. Непонятно даже, что же это был за глубоководный аппарат. Подлодка «Белгород», «Архангельск», «Подмосковье»? Испытывали атомный беспилотник «Посейдон» или упоминающийся придонный аппарат АС-31 «Лошарик»? Военная тайна — её не разглашают. Точно также, как обстоятельства гибели подлодки «Курск», про которую Путин сказал: «Она утонула». Даже полный текст предсмертной записки капитана Колесникова неизвестен. Минобороны хранит свои тайны не хуже, чем море.
Можно, конечно, предполагать различные версии, можно строить предположения и загадки. Очевидным представляется лишь тот факт, что проводились особые секретные испытания нового оружия, либо подводной техники. Неслучайно на борту потерпевшего аварию подводного аппарата находилось такое количество офицеров высокого ранга, людей несомненно заслуженных и обладающих огромным опытом исследовательской и практической работы. Значит «объект» был действительно особо секретным и представляющим большую важность для флота и обороноспособности страны в целом. «Находившиеся на борту подводники были уникальными военными специалистами — высококлассными профессионалами, проводившими важные исследования по изучению гидросферы Земли», — такую оценку дал погибшим офицерам министр обороны. Но подробностей так и не раскрыл, в том числе по ходу проводимых испытаний и задействованных в них технических средствах.
Нужно отдать должное Минобороны в нынешней ситуации, когда не стали «темнить» с произошедшей катастрофой, как минимум с количеством жертв и их именами. Среди 14 погибших — 7 флотских офицеров в звании капитанов 1-го ранга, двое — Герои России. Это элита ВМФ, лучшие люди, высококлассные специалисты. Вряд ли их имена ранее были известны широкой публике, они не давали интервью, не мелькали на телеканалах и имели гриф особой секретности из-за специфики своей службы. Сейчас, после гибели, их можно назвать. Пусть и не называя их род служебной деятельности.
Долонский Денис Владимирович, Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга. Награжден орденом Мужества, орденом «За военные заслуги», орденом «За морские заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством 2-й степени». Филин Николай Иванович, Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга. Кавалер трех (!) орденов Мужества, ордена «За военные заслуги». Абанкин Владимир Леонидович, капитан 1-го ранга. Награжден орденом Мужества, медалями «За заслуги перед Отечеством 1-й и 2-й степени», медалью Ушакова. Воскресенский Андрей Владимирович, капитан 1-го ранга. Кавалер трех (!) орденов Мужества, ордена «За военные заслуги», медали «За заслуги перед Отечеством 2-й степени». Иванов Константин Анатольевич, капитан 1-го ранга. Награжден орденом Мужества, орденом «За военные заслуги», медалями «За заслуги перед Отечеством 1-й и 2-й степени», медалью Ушакова. Опарин Денис Александрович, капитан 1-го ранга. Награжден орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Отечеством 2-й степени», медалью Ушакова. Сомов Константин Юрьевич, капитан 1-го ранга, кавалер трех (!) орденов Мужества, медалями «За заслуги перед Отечеством 1-й и 2-й степени». Авдонин Александр Валерьевич, капитан 2-го ранга. Награжден орденом Мужества, орденом «За военные заслуги», медалью Ушакова. Данильченко Сергей Петрович, капитан 2-го ранга. Награжден орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Отечеством 2-й степени». Соловьев Дмитрий Александрович, капитан 2-го ранга. Награжден медалями «За заслуги перед Отечеством 2-й степени», «За отвагу», Ушакова. Васильев Александр Сергеевич, подполковник медицинской службы. Награжден медалями «За заслуги перед Отечеством 2-й степени» и Суворова. Кузьмин Виктор Сергеевич, капитан 3-ранга. Награжден медалью Ушакова. Сухиничев Владимир Геннадьевич, капитан 3-го ранга. Награжден медалью «За отвагу». Дубков Михаил Игоревич, капитан-лейтенант. Награжден ведомственными медалями Минобороны.
Этих людей нельзя не вспомнить поименно. Они погибли на боевом посту, отдав жизнь служению Родине, как настоящие герои. Стоит обратить внимание и на послужной список их предшествующих награждений. Ордена Мужества, медали «За отвагу» и другие просто так не даются, не говоря уже о звании Героя России. Это не банальные знаки отличия за выслугу лет. Не без основания можно утверждать, что эти офицеры флота внесли немалый вклад в обороноспособность страны. И в последние минуты жизни проявили настоящее мужество и героизм.
Неважно, наверное, какой была их последняя миссия. В любом случае, не в игрушки они вышли в море играть, а выполняли боевую задачу, даже если она проводилась в «научно-исследовательских» целях. Были героями глубин и умерли как герои.
Участвовавший в расследовании причин катастрофы с подводной лодкой министр обороны Сергей Шойгу озвучил официальную версию. Пожар на борту глубоководного аппарата. Вероятно, что в неё нужно верить. И даже не предполагать, что трагедия произошла во время испытания нового секретного оружия.