Фото:
АиФ Нижний Новгород
«АиФ-НН» спросил у организатора фестиваля «Opus 52», директора Нижегородского центра немецкой культуры Павла Милославского, как искусство меняет жизнь и зачем открывать Нижегородский кремль.
Зашли послушать и остались
— Павел Юрьевич, 20 тысяч любителей музыки на траве в кремле, фестиваль классической музыки в пакгаузах на Стрелке, новый Горький Fest. Всё это говорит о серьёзных переменах в этой сфере?
— Я скажу так: волеизъявлять себя в культуре стало легче. Более того, мы уходим от государственной культуры, хотя государство и остаётся заказчиком многих проектов в этой сфере. Появилась масса самодеятельных организаций с разными идеями. И люди без помещений, без специального оборудования проводят очень интересные мероприятия.
В 2013 году, в Год Германии в России, мы вместе с городскими властями и проектом «Рождественская сторона» проводили уличный фестиваль у Зачатьевской башни кремля. Это было так необычно для нашего города! Сейчас такие мероприятия проводят чуть ли не каждый день.
С другой стороны, плохо, что у нас многие инициативы поддерживаются в рамках выделенных средств, часто федеральных. Вот грядёт 800-летие Нижнего Новгорода, и средства на развитие интересных проектов есть, а дальше их может и не быть. Получается: вот вы делайте, а мы в сторонке постоим, но делайте хорошо, а то больше федеральных денег не дадим!
Часто государство вообще перекладывает свои обязанности по поддержке культуры на бизнес-структуры, которые дают гранты на реализацию каких-то инициатив.
— Вам не кажется, что власти часто стремятся привлечь туристов, а не повысить культурный уровень жителей города?
— Если проект достойный, то туристы посмотреть на него в любом случае приедут. По-моему, не совсем верно делать что-то для зрителя — нижегородца, туриста или кого-то ещё. Люди, занятые менеджментом в области культуры, на самом деле ничего из себя не представляют. Я не произвожу культурный продукт — я лишь посредник между творцом и зрителем. Моя задача — дать творцу возможность реализоваться и научить зрителя эту культуру потреблять.
Когда мы делали первый международный фестиваль современной академической музыки «Opus 52», на него пришло максимум 700 человек. И то люди не специально шли на это мероприятие, а просто проходили мимо площадки — тогда она располагалась на Большой Покровской.
И большинство из 20 тыс. зрителей «Opus 52» в этом году тоже пришли не музыку послушать! Их привлекла возможность ночью на травке в кремле посидеть. Но при этом они были вынуждены воспринимать лучших исполнителей современной академической музыки из разных стран. То есть люди, придя с другой целью, остались внутри созданного нами культурного пространства. И, надеюсь, получили удовольствие. Можно получать удовольствие от пищи и сна, а можно ещё и от того, что разбираешься в квантовой механике или любишь читать Толстого. Если вдуматься, чем больше ты знаешь, тем интереснее жить.
— Может, надо делать культурные мероприятия проще, и народ потянется?
— У нас никогда не было цели увеличить число зрителей фестиваля. Задача была — чтобы стало больше людей, которые умеют слушать современную музыку. Она непростая, но не настолько сложная, как некоторые думали раньше.
Классическое искусство тоже когда-то было современным. И создано было много чего, но до нас дошло только то, что в результате отсева истории было признано лучшим. Сегодня мы — то самое жюри, благодаря которому что-то останется для будущих поколений. Возможно, они будут смотреть на современное искусство как на Рембрандта, Дали и Дега только потому, что нам именно это показалось самым интересным из созданного нашими творцами-современниками.
— В кремле продолжатся такие культурные мероприятия?
— Хорошо, что Нижегородский кремль становится публичным пространством. Насколько я знаю, сейчас у городских и областных властей есть желание продолжать организовывать там культурные мероприятия — правда, не знаю, разрешат ли это в ночное время. Но прецедент определённо создан.
Ночью выгоднее
— Вы сказали, что людей на фестиваль современной классической музыки привлекла возможность ночью посидеть в кремле на траве. Надо ли всегда создавать некую фишку, чтобы люди потянулись к настоящему искусству? Тем же музейщикам не особо нравится, когда их заведения посещают ночью….
— Любая фишка, которая привлекает зрителя в культурную институцию, имеет право на существование. Молодёжь отвлекают от тупого времяпрепровождения в ночных клубах — здесь годится любой способ! Законы маркетинга никто не отменял. И если выяснили, что поток зрителей больше с полуночи до двух часов ночи, чем с одиннадцати до часу дня, то надо работать в коммерчески выгодное время.
Задача тех же музейных работников — сделать так, чтобы экспонаты были и в сохранности, и в доступе. А у нас кассы некоторых музеев закрываются в пять-шесть часов вечера, когда люди только работать закончили.
— Сейчас модно для оживления культурного пространства в провинциальные города приглашать работать звёзд музыки и театра мирового масштаба. Может, Нижнему Новгороду тоже нужна знаковая фигура вроде Теодора Курентзиса?
— У нас есть такой человек — директор государственного центра современного искусства «Арсенал» Анна Гор. Она много делает во всех областях культуры. Она человек не просто нижегородского, а федерального масштаба. Наш центр современного искусства не то что Перми, большинству городов мира даже не снился. Это уникальное пространство, где сочетается старинная архитектура и современное искусство.
Найти сокровища
— Когда-то вы создали известный на всю страну киноклуб «Время». Как вы относитесь к ещё одному знаковому событию в культурной жизни Нижнего Новгорода — фестивалю нового российского кино «Горький fest»? Скоро он пройдёт уже в четвёртый раз.
— Я честно скажу, что не видел ничего из того, что на фестивале делается, и мне сложно судить, соответствует ли упаковка содержанию. Я до конца не понимаю целей этого мероприятия. Делается оно для того, чтобы расстелить красную ковровую дорожку и потусоваться звёздам в Нижнем Новгороде или для чего-то ещё? Хотя, может быть, мы присутствуем при становлении крупнейшего после «Кинотавра» смотра российского кино в большом городе.
Думаю, объективную оценку фестивалю можно будет дать после 2020 года. Пока же, на мой взгляд, пафос события не соответствует его содержательному уровню.
— Одна из идей организаторов «Горький fest» — чтобы Нижний Новгород стал частью киноиндустрии страны. Считают, что это привлечёт в город хорошие инвестиции.
— На самом деле это хороший бизнес, поскольку в той же Москве все локации поделены, и снимать там тяжело и дорого. Здесь ты приезжаешь на натурные съёмки, а денег тратишь меньше. Но в Нижнем фактически нет образовательных проектов, связанных с кино. Ведь для того, чтобы какой-то проект начал функционировать, нужна база специалистов, а её в нашем городе нет. Пока всё на уровне самодеятельности.
Иногда специально создавать ничего не надо. Сейчас у нас реализуется отличный проект по картированию города и вскрытию его культурных ресурсов — «Культурный район». Он действительно открывает новые локации, коллективы.
Это попытка более широко и глубоко анализировать те культурные сокровища, которыми мы богаты. И важно, что люди открыты новым идеям, что им это интересно и они с радостью вовлекаются в проект.
Досье:
Павел Милославский. Родился 6 ноября 1959 года в Горьком. Окончил радиофизический факультет Горьковского университета. В 1988—1991 гг. — председатель киноклуба «Время». В 2006—2011 гг. — директор госпредприятия Нижегородской области «Облкиновидеообъединение». Сейчас — директор Нижегородского центра немецкой культуры.